Все направления подготовки

Формируемые компетенции

готовность использовать основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности, применять методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования в физике, химии,  экологии (ОПК-4).

Образовательные результаты

Знания: предмет, цели, задачи и современные тенденции развития химии, основные понятия и законы химии, терминологию и номенклатуру важнейших химических соединений, теоретические основы строения атомов, молекул и веществ в различных агрегатных состояниях, природу и типы химической связи, современные методы ее описания, методологию применения термодинамического и кинетического подходов к установлению принципиальной возможности осуществления химических процессов, методы описания химических равновесий в растворах, гетерогенных системах и фазовых равновесий, современные представления о дисперсных системах, основные закономерности протекания окислительно-восстановительных, электрохимических процессов, коррозии металлов и методы защиты металлов, характеристику важнейших элементов и их соединений, закономерности изменения физико-химических свойств простых и сложных веществ в зависимости от положения составляющих их элементов в Периодической системе, особенности строения и свойства основных классов органических веществ (включая синтетические полимерные материалы), основные правила охраны труда и техники безопасности при работе в химической лаборатории (ОПК-4).

Умения: работать с химическими реактивами, растворителями, лабораторным химическим оборудованием, применять химические законы для решения практических задач, использовать принцип периодичности и Периодическую систему для предсказания свойства простых и сложных химических соединений и закономерностей в их изменении,

проводить анализ химических свойств простых и сложных веществ, проводить простой учебно-исследовательский эксперимент на основе владения основными приемами техники работ в лаборатории, производить оценку погрешностей результатов физико-химического эксперимента, оформлять результаты экспериментальных работ и формулировать выводы(ОПК-4).

Владение: основными приемами проведения физико-химических измерений, методами корректной оценки погрешностей при проведении химического эксперимента, теоретическими методами описания свойств простых и сложных веществ на основе электронного строения их атомов и положения в Периодической системе химических элементов (ОПК-4).


Цели освоения дисциплины

Теоретическая и практическая подготовка студентов по  химии с  учетом современных тенденций развития химической науки, что обеспечивает решение выпускником задач будущей профессиональной деятельности (в т. ч. задач по созданию программ по автоматизации химических процессов).

Место дисциплины в структуре ООП

Дисциплина «Химия»  входит в Блок 1 и основывается на знаниях, полученных в результате освоения химии, физики и математики в средней школе. Успешному освоению дисциплины сопутствует параллельное изучение физики и математики.

Основное содержание

Блок 1 «Химия как наука. Строение вещества».

Основные понятия и законы химии. Строение атома. Периодический закон и периодическая система химических элементов. Химическая связь и строение молекул. Межмолекулярные взаимодействия.

Блок 2 «Основные физико-химические закономерности протекания химических процессов».

Основы химической термодинамики. Основы химической кинетики. Химическое равновесие.

Блок 3 «Основы химии растворов».

Общие свойства растворов. Растворы неэлектролитов. Растворы электролитов. Теории кислот и оснований. Кислотно-основные и окислительно-восстановительные процессы в растворах.

Блок 4 «Общая характеристика химических элементов и их соединений».

Свойства химических элементов и простых веществ.. Классификация элементов по химической природе. Классификация простых веществ. Аллотропия, полиморфизм. Физические свойства простых веществ. Химические свойства простых веществ. Соединения химических элементов.

Формируемые компетенции

- способность использовать основные закономерности, действующие в процессе изготовления продукции требуемого качества, заданного количества при наименьших затратах общественного труда (ОПК-1).

 

Образовательные результаты

Знания: основных понятий и законов химии, терминологии и номенклатуры важнейших химических соединений;

современных представлений о строении атомов, молекул и веществ в различных агрегатных состояниях;

природы и типов химической связи, методов ее описания;

методологии применения термодинамического и кинетического подходов к установлению принципиальной возможности осуществления химических процессов;

методов описания химических равновесий в растворах электролитов;

специфики строения и свойств координационных соединений;

характеристик важнейших элементов и их соединений, важнейших химических процессов с участием неорганических веществ;

закономерностей изменения физико-химических свойств простых и сложных веществ в зависимости от положения составляющих их элементов в Периодической системе;

важнейших методов исследования структуры и свойств неорганических веществ;

основных правил охраны труда и техники безопасности при работе в химической лаборатории.

Умения: работать с химическими реактивами, растворителями, простейшим лабораторным химическим оборудованием;

производить расчеты, связанные с приготовлением растворов заданной концентрации, определением термодинамических и кинетических характеристик химических процессов, определением стехиометрии химических реакций, установлением качественного и количественного состава соединений, определением условий образования осадков труднорастворимых веществ и др.;

использование принципа периодичности и Периодической системы для предсказания свойств простых и сложных химических соединений и закономерностей в их изменении;

проводить анализ физико-химических свойств простых и сложных веществ;

проводить простейший учебно-исследовательский эксперимент на основе владения основными приемами техники работ в лаборатории;

производить оценку погрешностей результатов физико-химического эксперимента;

оформлять результаты экспериментальных и теоретических работ, формулировать выводы.

Владение: основными приемами проведения физико-химических измерений;

методами корректной оценки погрешностей при проведении химического эксперимента;

методами описания свойств простых и сложных веществ на основе электронного строения их атомов и положения в Периодической системе химических элементов.

Взаимосвязь дисциплины с профессиональной деятельностью выпускника

Образовательные результаты обеспечивают решение выпускником задач будущей профессиональной деятельности (в т. ч. задач по автоматизации химических процессов заданными свойствами).


Целью освоения дисциплины является теоретическая и практическая подготовка студентов по общей и неорганической химии с учетом современных тенденций развития химической науки, что обеспечивает решение выпускником задач будущей профессиональной деятельности (в т. ч. задач по созданию веществ и материалов с заданными свойствами).

Задачами общей и неорганической химии является изучение:

  • современных представлений о строении вещества, о зависимости строения и свойств веществ от положения составляющих их элементов в Периодической системе и характера химической связи применительно к задачам химической технологии;
  • природы химических реакций, используемых в производстве химических веществ и материалов, кинетического и термодинамического
  • подходов к описанию химических процессов с целью оптимизации условий их практической реализации;
  • важнейших свойств неорганических соединений и закономерностей их изменения в зависимости от положения составляющих их элементов в Периодической системе;
  • современных тенденций развития неорганической химии и неорганического материаловедения.

Представлена модульная структура дисциплины "Общая и неорганическая химия" для большинства направлений подготовки в ИГХТУ.

Целью освоения дисциплины является теоретическая и практическая подготовка студентов по общей и неорганической химии с учетом современных тенденций развития химической науки, что обеспечивает решение выпускником задач будущей профессиональной деятельности (в т. ч. задач по созданию веществ и материалов с заданными свойствами).

Задачами общей и неорганической химии является изучение:

  • современных представлений о строении вещества, о зависимости строения и свойств веществ от положения составляющих их элементов в Периодической системе и характера химической связи применительно к задачам химической технологии;
  • природы химических реакций, используемых в производстве химических веществ и материалов, кинетического и термодинамического подходов к описанию химических процессов с целью оптимизации условий их практической реализации;
  • важнейших свойств неорганических соединений и закономерностей их изменения в зависимости от положения составляющих их элементов в Периодической системе;
  • современных тенденций развития неорганической химии и неорганического материаловедения.

Задачами дисциплины физико-химических основ процессов отрасли является изучение:

·        природы химических реакций, используемых в производстве химических веществ и материалов, кинетического и термодинамического подходов к описанию химических процессов с целью оптимизации условий их практической реализации;

·        основных закономерностей протекания окислительно-восстановительных, электрохимических процессов, коррозии и защиты металлов;

·        важнейших свойств неорганических соединений и закономерностей их изменения в зависимости от положения составляющих их элементов в Периодической системе;

·        особенностей строения и свойств основных классов органических соединений (включая синтетические полимерные материалы, олигомеры).