АННОТАЦИЯ

дисциплины ООП подготовки магистров по направлению подготовки 18.04.01 – ХИМИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ

Магистерская программа « Электрохимические процессы и производства»

Квалификация (степень) Магистр

Срок освоения ООП – 2 года

Форма обучения             очная

 

 

Наименование

дисциплины

История и методология электрохимии

Курс

1

Семестр

2

Трудоемкость

3 ЗЕ, 108 ч (51 ч ауд. зан.)

Виды занятий

ЛК, С

Формы аттестации

 зачёт

Интерактивные формы обучения

Интерактивные лекции, демонстрационный   эксперимент, исследовательский практикум,    метод проектов, дискуссии и др.

Цели   освоения дисциплины

изучение   истории зарождения и развития электрохимии для формирования систематических   представлений об истоках современных направлений электрохимической науки, а   также приобретение углубленных знаний классических работ

Место   дисциплины в структуре ООП

предполагается   использование компетенций, полученных студентами при освоении программы   бакалавриата по направлению «Химическая технология», профиль «Технология   электрохимических производств и источников электрической энергии»

Основное   содержание

РАЗДЕЛ 1. Зарождение   электрохимии.

ЛЕКЦИЯ №1. Введение.   Электричество «древних». Прообраз конденсаторов и электрофорные машины.   ЛуиджиГальвани – биография.        

ЛЕКЦИЯ №2. Опыты Гальвани –   «животное» электричество. Аллесандро Вольта – биография. Вольтов столб –   прообраз гальванического элемента. Ряд напряженности металлов. Уильям   Николсон и Энтони Карлейль – электролиз воды. «Русский след» - Василий   Владимирович Петров – действие тока на вещества и изобретение электрической   дуги.  

ЛЕКЦИЯ №3. Теодор   Гротгус–биография. Теоретическое объяснение процесса электролиза.

ЛЕКЦИЯ №4. Хэмфри Дэви –   биография. Разработка электрохимической теории. Выделение элементов из их   оксидов (Fe, K, Na, Mg, Sr, Ba, Ca, B). Фридрих Рейсс – биография. Открытие электрофореза и   электроосмоса.

ЛЕКЦИЯ №5. Йёнс Якоб   Берцелиус – биография. Электролиз растворов щелочных металлов. Открытие   церия. Исследование соотношений элементов в соединениях. Введение термина   «катализ». Электрическая полярность и химическое сродство. Дуалистическая   система Берцелиуса – достоинства и недостатки.

РАЗДЕЛ 2.Прикладная   электрохимия.

ЛЕКЦИЯ №1.   Майкл Фарадей – биография. «Превратить магнетизм в электричество».   Введение основных электрохимических терминов. Понятие поля. Законы   электролиза. Элемент Даниэля-Якоби. Борис Семёнович Якоби – опыты по   гальванотехнике и гальванопластике. Элемент Грова – «газовая вольтова   батарея».

ЛЕКЦИЯ №2. Георг Квинке – введение понятия   двойного электрического слоя. Огюст Делярив – гипотеза о микроэлементах в   процессе электрохимической коррозии. А.С. Савельев – «О гальванической   проводимости жидкостей». Рудольф Клаузиус – введение понятия энтропии. Статья   «О проводимости электричества в электролитах». Иоганн Вильгельм Гитторф –   статья «О перемещении ионов во время электролиза». Числа переноса. Фридрих   Кольрауш – методы измерения электропроводности электролитов. Герман   Гельмгольц – причины возникновения разности потенциалов между раствором и   металлом. Модель ДЭС как плоского конденсатора. К. Гульдберг и П. Вааге –   закон действия масс. Я. Вант-Гофф – важнейшие положения теории химической   кинетики.

ЛЕКЦИЯ №3. Герман Гельмгольц и Франсуа Рауля –   предположение о диссоциации растворенных веществ в растворе. Сванте Аррениус   – теория электролитической диссоциации. Вальтер Герман Нернст – теория   электродного потенциала.

ЛЕКЦИЯ №4. Ю.   Тафель, Я. Гейровский, Т. Эрдей-Груз, М. Фольмер, А.Н. Фрумкин –   электрохимическая кинетика.

Формируемые компетенции

- готовность к поиску, обработке, анализу   и систематизации научно-технической информации по теме исследования, выбору   методик и средств решения задачи (ПК-2)

Образовательные результаты

Знания: последовательность и взаимосвязи   классических исследований в ходе формирования модельных представлений об   электрохимических явлениях и системах

Умения: использовать   опыт истории электрохимии при изучении современных научных направлений и в   связи с анализом литературных данных

Владение: разнообразными   приемами поиска научной литературы.

Взаимосвязь   дисциплины с профессиональной деятельностью выпускника

Освоение дисциплины обеспечивает решение   выпускником задач будущей профессиональной деятельности (научно-исследовательской, производственно-технологической, конструкторской),   связанной с анализом литературы по теоретической и прикладной электрохимии,   выделением и систематизацией основных идей в научных текстах

Ответственная   кафедра

Кафедра технологии электрохимических производств

Составители

Подписи

к.т.н.,   ст.пр. Матюшин М.А.

 

И.о. Зав.   кафедрой, к.т.н., доц. Шеханов Р.Ф.

 

Дата

 

 

 

Декан факультета ____________________________

(подпись)

М.П.