Цель дисциплины - создать представления о возможностях и ограничениях использования физических методов исследования; дать точное определение специфики каждого физического метода; раскрыть взаимосвязь количественных и качественных параметров физических измернений для корректной интерпретации наблюдаемых явлений и закономерностей; доказать успешность комплексного применения различных методов физического исследования.

Цели и задачи учебной ознакомительной практики:

• знакомство студентов с направлениями перспективных научных исследований, организационной структурой образовательных и научных организаций, современными методами и оборудованием, применяемыми в образовательных и научных организациях;
• приобретение навыков по выполнению простейших операций в научно-исследовательских лабораториях;
• закрепление теоретических знаний и практических навыков, полученных при изучении дисциплины «Неорганическая химия»;
• собеседования с руководителями и сотрудниками конкретных структурных подразделений образовательных и научных организаций, руководителем практики от факультета для предварительного выбора тематики НИР.

Цели и задачи НИР:

  • выбор направления НИР в конкретном структурном подразделении образовательных и научных организаций с учетом личностных приоритетов, имеющихся в лабораториях вакансий и заявок для приема студентов на выполнение НИР;
  • распределение в конкретное структурное подразделение образовательных и научных организаций на выполнение НИР под руководством кандидатов и/или докторов наук на основании приказа по деканату факультета;
  • знакомство со специальной литературой и другой научно-технической информацией, достижениями отечественной и зарубежной науки и техники в соответствующем научном направлении;
  • согласование с научным руководителем темы исследований и плана их проведения;
  • сбор, обработка, анализ и систематизация научно-технической информации по теме НИР, постановка задач исследования;
  • проведение научных исследований по теме НИР, освоение методик измерений, расчетов, участие в создании экспериментальных установок;
  • участие в написании и оформлении результатов НИР, тезисов докладов на конференции, подготовке материалов НИР к публикации в научной периодике;
  • участие в выполнении НИР по грантам, конкурсным программам, участие в научных стажировках и пр.;
  • подготовка и оформление отчета по теме НИР или ее разделу в виде доклада с презентацией;
  • оценка НИР студента по результатам выступления с докладом на мини-конференции научной группы или на конференциях другого уровня, представление в деканат дневника прохождения практики и отзыва научного руководителя.

Дисциплина входит в вариативную часть и является дисциплиной по выбору (дисциплина профиля) и основывается на знаниях, полученных в результате освоения курсов «Неорганическая химия», «Аналитическая химия», «Органическая химия», «Физическая химия» и др. Успешному освоению дисциплины сопутствует параллельное изучение курсов «Химические основы биологических процессов» (в части биокомплексов и их роли в функционировании живых систем), «Химическая кинетика и катализ» (в части описания скорости и механизмов реакций комплексных частиц) и др.

Координационная химия как самостоятельное научное направление является важной составной частью химической науки. Ее результаты и достижения оказывают существенное влияние на развитие и решение как фундаментальных, так и практических задач общества и используются во многих сферах жизнедеятельности человечества: в промышленном и сельскохозяйственном производствах, в решении экологических задач, в медицине, в пищевой промышленности. Теоретический арсенал химии координационных соединений и сами координационные соединения широко используются практически во всех отраслях химической науки: аналитической и органической химии, биохимии, катализе, электрохимии, фотохимии, теории растворов и т.д. В связи с этим развитие теоретического и экспериментального базиса координационной химии как междисциплинарной науки имеет общехимическое и, в целом, общенаучное значение.

Для успешного освоения дисциплины у студента должны быть сформированы: понятийный аппарат современной химической науки, представления о термодинамическом и кинетическом описании физико-химических процессов, механизмах химических реакций, модельных представлениях и способов описания химической связи и межмолекулярных взаимодействиях.

Изучение дисциплины «Координационная химия» как предшествующей составляет основу дальнейшего освоения следующих дисциплин профессионального цикла: «Химия макроциклических соединений и материалов на их основе», «Физические методы исследования в химии» и др., а также освоения НИР, практик и защиты квалификационной работы бакалавра.

Дисциплина основы проектно-исследовательской деятельности направлена на формирование компетенций, позволяющих понимать специфику, особенности научно-исследовательской деятельности, анализировать полученные результаты, делать необходимые выводы и формулировать предложения, уметь планировать и организовывать научно-исследовательскую работу.

Целью освоения дисциплины является теоретическая и практическая подготовка студентов по неорганической (важнейшим аспектам структурной химии, физико-химическим закономерностям химических реакций, химии элементов и их соединений) с учетом современных тенденций развития химической науки, что обеспечивает решение выпускником задач будущей профессиональной деятельности (в т. ч. задач по созданию веществ и материалов с заданными свойствами).

Задачами неорганической химии является изучение:

  • современных представлений о строении вещества, о зависимости строения и свойств веществ от положения составляющих их элементов в Периодической системе и характера химической связи применительно к задачам химической технологии;
  • природы химических реакций, используемых в производстве химических веществ и материалов, кинетического и термодинамического
  • подходов к описанию химических процессов с целью оптимизации условий их практической реализации;
  • важнейших свойств неорганических соединений и закономерностей их изменения в зависимости от положения составляющих их элементов в Периодической системе;
  • современных тенденций развития неорганической химии и неорганического материаловедения.

Целью освоения дисциплины «Химическая информация» является изучение программного обеспечения, применяемого в области химической науки и образования и его использование в качестве инструмента для решения конкретных задач, возникающих при проведении фундаментальных, поисковых и прикладных исследований. Изучение дисциплины способствует формированию у обучающихся устойчивых навыков использования в профессиональной деятельности современного программного обеспечения. Вместе с тем, изучение дисциплины ставит целью дать студенту основные навыки работы с научно-технической информацией в области химии, понимание особенностей хранения и обработки химической информации в электронном виде, принципиальных основ работы систем управления базами данных, организации on-line и off-line доступа к базам с научной, прежде всего химической, информацией.